- А как же вы учитесь без оценок?
- В чем тогда мотивация ребенка?
Такие вопросы часто задают нам родители.
Действительно, на что же ориентируется ребенок, как мотивировать его к обучению, преодолению трудностей, когда оценки не выставляются?
Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
Изначально психологи выделяют несколько видов мотивации к обучению:
Познавательная мотивация.
Мотивом обучения – является стремление узнать что-то новое. Ребенок получает радость, что он что-то узнал, понял, что у него что-то получается.
Мотивация достижения успеха.
У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Здесь во главу встает не сам процесс познания, а результат. Желание и стремление довести до конца, ощущение успеха, когда ты справился.
Престижная мотивация .
Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Такой тип мотивации является конкурентным, у ребенка сильно развивается индивидуализм, стремление к соперничеству.
Мотивация избегания неудачи.
Очень часто, когда ребенок сталкивается с трудностями, негативной оценкой, он испытывает стресс. И дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей. При такой мотивации ребенку становится не важен результат, очень страдает самооценка. Главное для него, чтобы не было «совсем плохо»
Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Но далее, сталкиваясь с первыми неудачами, сравнением с другими учениками, а так же зачастую с не самыми интересными формами изучения материала, мотивация к познанию и мотивация достижения сильно снижаются и на смену им приходят престижная мотивация или мотивация избегания неудач.
В нашей школе мы работаем над формированием устойчивой мотивации к успеху и познавательной мотивации. Т.к именно такая мотивация сохраняет познавательный интерес и положительно отражается на самооценке ребенка.
Формирование мотивации к познанию и мотивации достижения успеха способствуют такие факторы:
- Отсутствие оценочной системы, и как следствие — отсутствие страха не справиться.
- Отсутствие сравнения с другими детьми. Мы никогда не сравниваем детей друг с другом, только с самим собой. Обязательно фиксируем его маленькие победы и успехи. Таким образом не формируется установки на соперничество, а только на достижение результата.
- Формат изучения материала. Наши дети учатся не только по книжкам и учебникам, у них есть возможность трогать, исследовать, моделировать, взаимодействовать с монтессори-материалом, а это действительно безумно интересно и захватывающе.
- Средовая педагогика. Монтессори- среда выстроена таким образом, что все предметы связаны друг с другом. Ребенок, сам того не замечая, изучая один предмет, затрагивает и другой. Например, работая в классе естествознания и изучая устройство солнечной системы, на определенном этапе ему необходимо подписать все планеты и объекты. Поэтому необходимость учиться читать, писать не является навязанной из вне, а становится абсолютно естественной потребностям ребенка.
Развитие мотивации:
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай сделать — и я пойму. — Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?
- Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
- Работа в группах и парах.
- Применение ИКТ на уроках
- Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
- Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
- Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.
- Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
- Позитивная психологическая атмосфера урока.
- Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
- В обучении должны создаваться возможности для творчества.
- Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
Опираясь, на знания о мотивации детей, мы понимаем, что отсутствие оценочной системы лишь укрепляет мотивацию к познанию и самооценку ребенка.
А, ведь именно желание учиться новому, умение работать в команде, здоровая позитивная самооценка, радость от процесса обучения является тем, ради чего стоит ходить в школу