• А как же вы учитесь без оценок?
  • В чем тогда мотивация ребенка?

Такие вопросы часто задают нам родители.

Действительно, на что же ориентируется ребенок, как мотивировать его к обучению, преодолению трудностей, когда оценки не выставляются?

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Изначально психологи выделяют несколько видов мотивации к обучению:

Познавательная мотивация.

Мотивом обучения – является стремление узнать что-то новое. Ребенок получает радость, что он что-то узнал, понял, что у него что-то получается.

Мотивация достижения успеха.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Здесь во главу встает не сам процесс познания, а результат. Желание и стремление довести до конца, ощущение успеха, когда ты справился.

Престижная мотивация .

Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Такой тип мотивации является конкурентным, у ребенка сильно развивается индивидуализм, стремление к соперничеству.

Мотивация избегания неудачи.

Очень часто, когда ребенок сталкивается с трудностями, негативной оценкой, он испытывает стресс. И дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей. При такой мотивации ребенку становится не важен результат, очень страдает самооценка. Главное для него, чтобы не было «совсем плохо»

Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Но далее, сталкиваясь с первыми неудачами, сравнением с другими учениками, а так же зачастую с не самыми интересными формами изучения материала, мотивация к познанию и мотивация достижения сильно снижаются и на смену им приходят престижная мотивация или мотивация избегания неудач.

В нашей школе мы работаем над формированием устойчивой мотивации к успеху и познавательной мотивации. Т.к именно такая мотивация сохраняет познавательный интерес и положительно отражается на самооценке ребенка.

Формирование мотивации к познанию и мотивации достижения успеха способствуют такие факторы:

  • Отсутствие оценочной системы, и как следствие — отсутствие страха не справиться.
  • Отсутствие сравнения с другими детьми. Мы никогда не сравниваем детей друг с другом, только с самим собой. Обязательно фиксируем его маленькие победы и успехи. Таким образом не формируется установки на соперничество, а только на достижение результата.
  • Формат изучения материала. Наши дети учатся не только по книжкам и учебникам, у них есть возможность трогать, исследовать, моделировать, взаимодействовать с монтессори-материалом, а это действительно безумно интересно и захватывающе.
  • Средовая педагогика. Монтессори- среда выстроена таким образом, что все предметы связаны друг с другом. Ребенок, сам того не замечая, изучая один предмет, затрагивает и другой. Например, работая в классе естествознания и изучая устройство солнечной системы, на определенном этапе ему необходимо подписать все планеты и объекты. Поэтому необходимость учиться читать, писать не является навязанной из вне, а становится абсолютно естественной потребностям ребенка.

Развитие мотивации:

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай сделать — и я пойму. — Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.

Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?

  • Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
  • Работа в группах и парах.
  • Применение ИКТ на уроках
  • Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
  • Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  • Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.
  • Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
  • Позитивная психологическая атмосфера урока.
  • Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
  • В обучении должны создаваться возможности для творчества.
  • Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Опираясь, на знания о мотивации детей, мы понимаем, что отсутствие оценочной системы лишь укрепляет мотивацию к познанию и самооценку ребенка.

А, ведь именно желание учиться новому, умение работать в команде, здоровая позитивная самооценка, радость от процесса обучения является тем, ради чего стоит ходить в школу