Мотивация к обучению, или так ли важны оценки?

  • А как же вы учитесь без оценок?
  • В чем тогда мотивация ребенка?

Такие вопросы часто задают нам родители.

Действительно, на что же ориентируется ребенок, как мотивировать его к обучению, преодолению трудностей, когда оценки не выставляются?

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Изначально психологи выделяют несколько видов мотивации к обучению:

Познавательная мотивация.

Мотивом обучения – является стремление узнать что-то новое. Ребенок получает радость, что он что-то узнал, понял, что у него что-то получается.

Мотивация достижения успеха.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Здесь во главу встает не сам процесс познания, а результат. Желание и стремление довести до конца, ощущение успеха, когда ты справился.

Престижная мотивация .

Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Такой тип мотивации является конкурентным, у ребенка сильно развивается индивидуализм, стремление к соперничеству.

Мотивация избегания неудачи.

Очень часто, когда ребенок сталкивается с трудностями, негативной оценкой, он испытывает стресс. И дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей. При такой мотивации ребенку становится не важен результат, очень страдает самооценка. Главное для него, чтобы не было “совсем плохо”

Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Но далее, сталкиваясь с первыми неудачами, сравнением с другими учениками, а так же зачастую с не самыми интересными формами изучения материала, мотивация к познанию и мотивация достижения сильно снижаются и на смену им приходят престижная мотивация или мотивация избегания неудач.

В нашей школе мы работаем над формированием устойчивой мотивации к успеху и познавательной мотивации. Т.к именно такая мотивация сохраняет познавательный интерес и положительно отражается на самооценке ребенка.

Формирование мотивации к познанию и мотивации достижения успеха способствуют такие факторы:

  • Отсутствие оценочной системы, и как следствие – отсутствие страха не справиться.
  • Отсутствие сравнения с другими детьми. Мы никогда не сравниваем детей друг с другом, только с самим собой. Обязательно фиксируем его маленькие победы и успехи. Таким образом не формируется установки на соперничество, а только на достижение результата.
  • Формат изучения материала. Наши дети учатся не только по книжкам и учебникам, у них есть возможность трогать, исследовать, моделировать, взаимодействовать с монтессори-материалом, а это действительно безумно интересно и захватывающе.
  • Средовая педагогика. Монтессори- среда выстроена таким образом, что все предметы связаны друг с другом. Ребенок, сам того не замечая, изучая один предмет, затрагивает и другой. Например, работая в классе естествознания и изучая устройство солнечной системы, на определенном этапе ему необходимо подписать все планеты и объекты. Поэтому необходимость учиться читать, писать не является навязанной из вне, а становится абсолютно естественной потребностям ребенка.

Развитие мотивации:

Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму. – Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.

Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?

  • Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
  • Работа в группах и парах.
  • Применение ИКТ на уроках
  • Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
  • Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  • Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.
  • Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
  • Позитивная психологическая атмосфера урока.
  • Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
  • В обучении должны создаваться возможности для творчества.
  • Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Опираясь, на знания о мотивации детей, мы понимаем, что отсутствие оценочной системы лишь укрепляет мотивацию к познанию и самооценку ребенка.

А, ведь именно желание учиться новому, умение работать в команде, здоровая позитивная самооценка, радость от процесса обучения является тем, ради чего стоит ходить в школу

Подросток. Что же с ним происходит?

Физиологические изменения: скачок роста, гормональная перестройка, изменения вторичных половых признаков. Об этом все мы знаем.

Но, давайте посмотрим немного дальше.

  • В организме разгорается «гормональная буря», тело меняется, вытягивается, движения становятся угловатыми, неуклюжими. Гормональная перестройка, помимо всего, что связано с эмоциями (об этом мы еще поговорим), это еще масса не совсем приятных и понятных ребенку изменений в теле.
  • Нервная система не поспевает за бурным физическим развитием, что может отражаться в плохом самочувствии, головных болях, обмороках, скачках артериального давления.
  • Скачок роста – это еще и боли в теле, головные боли, головокружения, тошнота, как следствие снижение концентрации внимания, памяти.

И так, вот, перед нами ребенок, его тошнит, периодически болит голова, жутко ноют конечности, в животе газы, в голове туман, одежда липнет от пота, которого раньше и в помине не было…

Представили его себе? А теперь, давайте честно, ответим себе на вопрос: «Этому человеку сейчас до учебы?»

Видимо, не совсем.

А что же можем сделать мы, чтобы облегчить это состояние?

  • Здоровой сон
  • Много свежего воздуха
  • Отсутсвие сильных физических нагрузок
  • Давать возможность отдыхать (вот прям лежать и НИЧЕГО не делать)

Все так банально, и так просто. Но, как часто наши дети оказываются перегружены и физически и эмоционально, что просто не могут справится с нагрузкой. А уж в период перестройки организма, эта задача оказывается и вовсе невыполнимой.

Давайте беречь друг друга!

«Сохранить и сберечь» один из главных принципов монтессори-педагогики!

Подросток и сепарация. А, вдруг он свяжется с плохой компанией?

Совершенно очевидно, что подростковый период – это важное время, когда ребёнок должен отделиться от взрослого. Этот возраст очень перекликается с возрастом 2-3 года, когда ребёнок также отделяется от мамы. Но ключевые задачи здесь всё же разные: в 2-3 года ребёнок осознаёт себя как отдельная от мамы личность, пробует свои силы, изучает границы. Подросток же должен отделиться в другом плане. Прежде всего, в социальном: в этот период человек поворачивается спиной к микромиру своей семьи и лицом к большому миру, к социуму.

И вот он, один из родительских страхов и источник конфликтов!

– А вдруг я совсем потеряю связь с ребёнком?

– Эти ребята какие-то не такие! Боюсь, они плохо будут влиять на моего ребёнка! (и дальше перечень у каждого свой: гаджеты, наркотики, алкоголь, секты и т.д)

Эти вопросы и страхи абсолютны нормальны и естественны для родителя! Мы чувствуем, как ребёнок отдаляется, что мы больше не можем его контролировать, и просто боимся за него.

Но есть главный ответ на этот вопрос: ребёнок должен пройти этот кризис, должен перестать нас слушаться, иметь свой выбор и отстаивать свои границы, иначе он так и не сможет отделиться от родителей. И главное, что может дать родитель – это доверие и веру в своего ребёнка.

Бывает очень непросто пройти этот этап без криков и ссор, бывает очень сложно отпускать.

Что можно попробовать сделать?

  • – Проявите искренний интерес к «странным» увлечениям ребёнка. Совсем не обязательно хвалить, но и не осуждайте, просто попробуйте обсудить, поудивляться его любимым блогерам, играм или другим увлечениям, которые вызывают у вас раздражение. Такой простой ход может помочь лучше понять своего подростка и при этом сохранит его доверие к вам.
  • – Не гоните и не осуждайте его компанию (если это, конечно, не совсем крайние варианты вроде наркотиков или воровства). Попробуйте узнать этих людей поближе, ведь сейчас именно они главные авторитеты для вашего ребёнка. Можно разрешить собираться с компанией дома, организовывать какие-то совместные вылазки- походы, которые соответствуют интересам детей.
  • -Если вам повезло, и ребёнок пришёл к вам со своими страхами, проблемами, переживаниями – поддержите его во что бы то ни стало! Ведь то, что нам может показаться мелкой ерундой, для ребёнка сейчас настоящая проблема.
  • – И не пытайтесь быть абсолютно идеальными и правильными! Будьте живыми и настоящими! Ведь это возраст, когда развенчиваются родительские идеалы, но если вы сами расскажете детям о том, что у вас тоже были сложные, смешные, странные случаи и периоды в жизни, то сможете стать намного ближе!

Проверено на собственном опыте)

Наставник. Залог успешного обучения ребенка.

Магистр Йодо и Дамбалдор – залог успешного обучения.

Младший школьный возраст крайне важный этап в жизни ребенка! Это своеобразный переход из мира детства в другой более взрослый, где появляются обязанности, ответственность и, конечно, это время активного обучения. Давайте разберемся, какие основные факторы влияют на процесс обучения и залог его успешности у младших школьников.

  • Во-первых для ребенка младшего школьного возраста (8 -11 лет) «Учиться чему-то новому – самодостаточная ценность, такая же, как недавно была игра. Учеба – это и есть содержание жизни, никакого «будущего» для него нет, он учится не для того, чтобы это потом когда-то с пользой применить, а для того, чтобы получилось, чтобы понять, узнать, смочь, покорить».
  • Главные результаты учения:
  1. Первый, самый очевидный результат учения – это знания, которые ребенок получает, или умения, которые он осваивает.
  2. Второй результат менее очевиден: ребенок продвигается в умении учиться, то есть учится организовывать свою жизнь и деятельность.
  3. Третий результат – эмоциональный след от занятий, впечатление об изучаемом предмете, материале.
  4. Четвертый результат – некоторый вывод о себе, своих способностях.
  5. Наконец, пятый результат – тоже эмоциональный след, но уже от родителя (или учителя) и взаимоотношений с ним.

· В-третьих: начало целенаправленного обучения у ребенка связано с появлением в его жизни архитипичной фигуры Наставника. Наставник – это не просто учитель, это нечто большее.«Наставник – тот, на чьи плечи ложится задача передать «настоящие знания», проводник для ребенка из мира детства в мир взрослого. Отношения учитель-ученик – это особые отношения, не менее значимые, чем отношения дружбы и любви. В этой диаде всегда есть ведомый и ведущий, забота и защита со стороны старшего, и безоглядное следование со стороны младшего… Без отношений «ученик –Наставник» процесс обучения не пойдет». · Наставник и привязанность. При наличии здоровой сформированной привязанности отношения с родителями уходят на второй план. И тогда должна возникнуть привязанность к Наставнику. Роль Наставника оценивать и вести за собой. Учить преодолевать и достигать, его любовь не безусловна, ее еще нужно заслужить. При этом Наставник – всегда на стороне ученика, он может быть строгим, недовольным, но другим в обиду не даст, будет защищать и заботиться»· И в завершение: «Настоящий наставник – всегда немного супермен, чтобы за ним было интересно тянуться, чтобы по отношению к чужому человеку включилось поведение следования… Он может быть странным, действовать неожиданно, да хоть с зелеными ушами, тем интереснее…»И, так, что мы имеем в жизни? Факт в этом возрасте ребенок –неутомимый исследователь. Ему все интересно. Он без устали будет осваивать новые трюки на самокате, учиться рисовать персонажа из компьютерной игры или наблюдать за тем, как разлагается органический мусор. Проверено на собственном опыте. И очень важно, как родителю, так и педагогу не забывать про такие важные результаты обучения как: умение учиться, эмоциональный след и другое.

И получается, что главная задача родителя на этом этапе найти ребенку его Наставника. Это может быть удивительная школа, где только такие и есть, репетитор по математике, тренер, неважно, что это будет, важно, чтобы ребенок нашел своего –Учителя, и тогда все будет: радость познания, умение преодолевать, стремление развиваться.

Преимущества нашего клуба

Взаимодействие с родителями. Педагоги находятся в постоянном контакте с родителями, информируют о ходе развития малыша. Допускается присутствие родителей на занятии на этапе адаптации.

Стабильный дружный коллектив тщательно отобранных специалистов, которые превыше всего ценят и уважают личность ребенка.

Полноценная Монтессори-среда со всем, необходимым для развития ребенка, материалом. Материалы регулярно ротируются и пополняются.

Фокус на развитие не только ментальных способностей и знаний, но и на развитие эмоционального и социального интеллекта

Разнообразие занятий, обеспечивающее последовательный рост и развитие креативности ребенка

Теплая домашняя среда, куда ребенок счастлив возвращаться снова и снова

Интерактивное индивидуальное обучение в малых группах

Развитие самостоятельности, любви к учебе, взаимоуважения